
Тема урока:
Н//НН В СУФФИКСАХ разных ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по усвоению новых знаний в рамках темы урока;
актуализировать знания учащихся по русскому языку, полученные ранее;
способствовать развитию монологической речи школьников.
Без суффиксов
Синий, зелёный, пряный, румяный, свиной, юный…
Собственный, подлинный, косвенный, окаянный…
Не от глагола
Находим словообразующий суффикс и вспоминаем его правописание:
серебряный, соломенный
-НИК, НИЦ, ЫН (В СУЩ.)
-Н, АН(ЯН), ИН//ОНН (В ПРИЛАГ.)
ЕНН
СТЕКЛЯННЫЙ ВЕТРЕНЫЙ
ОЛОВЯННЫЙ (ДЕНЬ,ЧЕЛОВЕК)
ДЕРЕВЯННЫЙ МАЛОВЕТРЕНЫЙ
Краткая форма? (кратк.) ДА
Называет действие? сказ.
(д-е) да нет (д-е)
можно качество
заменить
1) глаголом глаголом заменить
2)образность!
3)рядом м.б.
прил. Н НН
МОРЕ ЛИЦО БЛЕДНО
ВЗВОЛНОВАНО И ВЗВОЛНОВАННО
Нет(кратк)
Слово на –НЫЙ с зависимым словом?
способствовать развитию монологической речи школьников.
Не от глагола
Находим словообразующий суффикс и вспоминаем его правописание:
серебряный, соломенный
-НИК, НИЦ, ЫН (В СУЩ.)
-Н, АН(ЯН), ИН//ОНН (В ПРИЛАГ.)
ЕНН
СТЕКЛЯННЫЙ ВЕТРЕНЫЙ
ОЛОВЯННЫЙ (ДЕНЬ,ЧЕЛОВЕК)
ДЕРЕВЯННЫЙ МАЛОВЕТРЕНЫЙ
Краткая форма? (кратк.) ДА
Нет(кратк
(НЫЙ + з.сл.) Да Нет (НЫЙ + з.сл.)
НН Есть –ова(ёва)?
жаренная
в масле (ова) Да кованый Нет (ова)
рыба жёваный
НН клёваный МОБИЛИЗОВАННЫЙ от глагола какого вида?
СВ НСВ
По традиции пишем: 1)штопаный-перештопаный
Балованный,корчёванный,
Ненадёванный, обетованный читаный-перечитаный и т.п.
2) «раненый» (когда не с «будучи»
и не одиночное обособленное опр-е
НН Н
ИЗЖАРЕННАЯ РЫБА ЖАРЕНАЯ РЫБ
Исключения:
НСВ: КОНЧЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК,НАЗВАНЫЙ БРАТ, ПОСАЖЁНЫЙ ОТЕЦ, ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ,ПРИДАНОЕ;
СВ: НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ,НЕЧАЯННЫЙ, НЕОЖИДАННЫЙ,БОРОНЁННЫЙ, ВЕНЧАННЫЙ, ДЕЛАННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ,ЖЕМАННЫЙ, КАЗНЁННЫЙ,МЕДЛЕННЫЙ, НЕДРЁМАННЫЙ,ОБЕЩАННЫЙ, РАЗЛИВАННЫЙ,СВЯЩЕННЫЙ, СТАВЛЕННЫЙ, (СТАВЛЕНАЯ ГРАМОТА), СЧИТАННЫЙ, ШТУКАТУРЕННЫЙ, ДОМОРОЩЕННЫЙ, (НОВО)РОЖДЕННЙ,
мыло вино
пиво варенный куренный
стекло смоло
(Краткое описание).