Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан-дарта и примерной программы основного общего образования по физике.
Общая характеристика изучения физики в основной школе:
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являют-ся:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов:
-наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, зако-ны, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зре-ния собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источ-ников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
• освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных ко-лебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчи-няются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физиче-ских явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, гра-фиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важ-нейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, само-стоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого об-щества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечело-веческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и ох-раны окружающей среды.
Учебно-методический комплект:
1. Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Пёрышкин., Е.М. Гутник, М., Дрофа, 2008 г.
2. «Сборник задач по физике для 10-11 классов», А.П. Рымкевич, 9 издание, М., Дрофа, 2005 г.
3. «Сборник задач по физике для 7-9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, М., Просвещение, 2006 г.
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения (составлены в соответствии с требованиями к уровню подготовки вы-пускников основной школы).
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать :
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и ме-ханической энергии;
уметь :
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодей-ствия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения фи-зических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормаль-ного давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических симво-лов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев-ной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
- оценки безопасности радиационного фона.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержден-ный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
• Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государст-венного образовательного стандарта;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использова-нию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» №4 2008 г.);
• Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержатель-ным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.